Меню
16+

Газета «Амурская звезда»

14.04.2021 15:30 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 (11322) от 14.04.2021 г.

Первый сверхдальний перелет проходил через Джалинду

Автор: Джалинда, библиотекарь МБУК библиотеки-филиала им. Н.П.Аносова Моисеева И.П.

В июле 1933 года почти всё население Джалинды вышло на берег Амура. И в самом деле, событие в тот день для небольшого села происходило необычное.

В ходе дальнего перелёта двухмоторный морской самолёт «Дорнье-Валь» (Н-8), летевший по маршруту «Севастополь – Хабаровск» и далее в Арктику, приводнился прямо на воду реки Амура на пристани Джалинда. Здесь экипаж останавливался для отдыха и дозаправки гидросамолёта. В Джалинду экипаж прибыл из Читы. Следующая остановка после Джалинды была в Благовещенске и далее на Хабаровск. Совершал перелёт экипаж во главе с Сигизмундом Александровичом Леваневским. Он пролетел свыше двенадцати тысяч километров над сушей, стараясь придерживаться рек. В полете, продолжавшемся больше месяца, ярко проявилось высокое летное мастерство пилота. Этот перелёт имел важное значение для освоения Арктики. И Леваневскому поручили перегнать из Севастополя в Хабаровск двухмоторный морской самолет «Дорнье-Валь». Вот как описывает это событие лётчик: «А вообще-то тянуло меня на Север… И вот в 1933 году я пришел к т. Малиновскому — генеральному секретарю Осоавиахима — и сказал: — Дайте мне возможность хоть раз полетать, как я мечтаю… Моя мечта сбылась: мне поручили перегнать двухмоторный морской самолет «Дорнье-Валь» из Севастополя в Хабаровск для освоения Севера… В первых числах июня 1933 года я вылетел из Севастополя, стараясь придерживаться рек, по маршруту следующего порядка: Севастополь — Ейск, Ейск — Вольск, Вольск — Свердловск, Свердловск — Тобольск, Тобольск — Омск, Омск — Новосибирск, Новосибирск — Красноярск, Красноярск — Верхнеудинск… Из Иркутска прямо в Читу, потом в Джалинду… В Хабаровске поставили новые моторы и начали готовиться к перелету в Арктику». Сигизмунд Александрович родился 2 (15) мая 1902 года в Санкт-Петербурге в польской семье. В 1925 году окончил Севастопольскую школу морской авиации и стал военно-морским лётчиком. В 1930-х годах совершил несколько сверхдальних перелётов, был участником экспедиции по спасению парохода «Челюскин». В 1934 году Леваневский стал вторым Героем Советского Союза. Погиб в 1937 году при невыясненных обстоятельствах во время перелёта на четырёхмоторном самолёте ДБ-А из Москвы в Фэрбенкс (США) через Северный полюс. 13 августа в 13:40 самолёт пересёк Северный полюс, но уже в 14:32 с борта поступила радиограмма с сообщением, что остановился крайний правый мотор, после чего связь оборвалась. Поиски Н-209 продолжались почти год, но обнаружить его так и не удалось. По всей видимости, самолёт потерпел катастрофу в районе побережья Аляски. Загадка гибели самолёта и его экипажа не разгадана до сих пор.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

6