06.12.2017 08:58 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от  05.12.2017 г.

Ностальгия по прошлому…

Автор: Н.И.Грязнова

Прочитала в газете «Амурская звезда» статью прокурорского надзора «Права и обязанности обучающихся в образовательных организациях» и накатила на меня ностальгия по прошлому, потому что годы моей работы пришлись на вторую половину прошлого века, часть на текущий.

Авторитет учителя был высок по всей стране, а от его работы и авторитет школы. А сейчас? Ученику все позволено: на уроках безобразничать, кричать, мешать вести урок, на замечания учителя никак не реагировать, опаздывать. Поэтому и появилась эта публикация, что некоторые родители обижаются, что их чадушек не так учат, обижают, ставят незаслуженные двойки.

А я хочу поделиться своими воспоминаниями и выводами своей работы. Труд учителя — в судьбах тысяч людей. С помощью учителя человек знакомится с миром знаний, выбирает будущую профессию, развивается, растет под влиянием не только родителей, но и учителей. Только за это уже он достоин уважения и авторитета.

27 лет я проработала в неполной средней школе № 137 под руководством директора Лидии Захаровны Мигуновой. Она учила нас, молодые кадры, трудолюбию, чувству товарищества, взаимовыручке, ответственности за поступки, учила отличать истинные ценности от всего пошлого и наносного. Этому я следовала всю свою трудовую жизнь. Благодаря Л.З. Мигуновой коллектив был сплоченный и трудоспособный.

1980 год. Мы, три коллектива, начинаем учебный год в новом здании (школа № 3), которое построило СМП. Как для каждого учителя безболезненно влиться в новый учительский состав? В этом сыграла большую педагогическую смекалку директор школы №136 Анна Георгиевна Литвинова. Она сумела подойти к каждому индивидуально и убедить, чтобы мы чувствовали уверенно и поддержку получили в любой ситуации. Мы поверили. Нам определили кабинеты, и началось оформление. Завхоз школы Кирута Надежда Ивановна была всегда на своем посту, выдавала известь, краску, кисти, моющие средства. В то время Нодха снабжало транспортные школы, не было никаких поборов с родителей. Мебель новую собирали ученики старших классов под руководством учителей труда Бориса Павловича Серикова и Ермошкина Александра Владимировича, не отказывались и родители. Вот так всем коллективом и обживали новое здание. Эта работа быстро сдружила нас всех в единый педагогический класс.

Сразу сложился опытный союз учителей разных предметов. Это и математики, русоведы, историки, географы, физики, химики. Это опытные, знающие свой предмет, могли доступно и интересно, доходчиво, используя разные методы, проводить уроки на высоком уровне: Алешкевич Г.М., Гордиенко Т.А., Колесникова А.Ф., Гутникова Л.П., Краснова А.И., Мигунова Л.З., Третьякова Л.Г., Волкова И.В., Петелина Н.П., Чулкина Г.И., Гилева А.П., Сериков Б.П., Былин Н.В. и др. Многие уже ушли в мир иной. Светлая им память, но я вспоминаю их с теплотой в сердце.

Под руководством Николая Васильевича Чулкина и завуча Конюшихиной Татьяны Федоровны появилась новая струя и в работе и в общественной жизни, стало желаннее ходить на работу, кабинеты радовали уже теплом, сухостью, оборудованием, стабильностью часовой нагрузки, вниманием администрации, родители летом готовили кабинеты к норовому учебному году.

Петруненко В.А., учитель музыки и пения, организовал хор среди учителей, с каким желанием после уроков мы шли в актовый зал на репетицию, до сих пор поем наш гимн школы №136, когда приглашают на праздники нас. Проводились праздничные мероприятия: дискотеки для ребят, вечера, диспуты, соревнования. Дежурили по очереди. Не наблюдалось ни драк, ни пьянства среди школьников. За качеством преподавания зорко следила и помогала, кому нужна была помощь, Т.Ф. Конюшихина. Многих из нас перевели за добросовестное отношение к обучению к самоконтролю. Мы не подвергались проверкам директора, завучей. Экзамены сдавали ученики успешно, провалы были редкими. Это доказывало, что коллектив умеет успешно работать. Авторитет у школы был, и Отдел учебных заведений в Чите ценил руководство, поощрял учителей, награждал. Н.В. Чулкин поощрял тоже нас тремя днями отпуска, за участие в хоре. Вот так и работали дружно, пока не построили школы на 5 км в городе.

Поступали новые кадры, мы старались помочь адаптироваться побыстрее в коллективе, некоторые работают и сейчас, желаю им здоровья и управляемых учеников. Не все было гладко, успешно и у нас в работе. Это же дети. Главная задача учителя – учить, дать прочные знания, чтобы он мог использовать их при поступлении в учебное заведение. Обучение и воспитание ребенка – это кропотливый совместный труд: учителя и родителей. Я думаю так, что в семье нужно восстанавливать принципы советского, гуманитарного воспитания. Огромную роль играет семейное чтение, обязательно с обсуждением прочитанного, оно формирует духовность, мировоззрение, расширяет кругозор ребенка. Родители т учитель должны быть примером для детей в речи, поведении, одежде. На каких-то совместных занятиях с детьми взрослые обязаны быть не сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками. Начало прочных знаний закладывается учителем начальных классов, поэтому с удовольствием брали, а вернее руководство школы, назначало нас в пятые классы, детей Людмилы Михайловны Деминой, Марии Георгиевны Грузденко, Раисы Федоровны Старцевой, Натальи Владимировны Колида.

Так что же остается делать учителю? Наставили камер в кабинете, нельзя повысить голос на шалунов, мягко сказано, на того, кто оскорбляет тебя, бросается с кулаками, сбрасывает со стола учебники, бегает по классу, а девочки дерутся чище мальчиков. Что делать? Ответа нет! Терпи учитель! У тебя нет никаких прав, никто не встанет на твою защиту. Это подтверждает и наше телевидение своими программами; «А куда смотрят учителя? А опека?» и так далее. Неуправляемые дети, любители пива, сигареты, раннего секса – это бич нашего времени, мы теряем поколение за поколением. Нужно в корне менять обучение и отношение к учителю. А это уже за нашими чиновниками из министерства России.

Хочу закончить рифмой:

Учитель – самый верный друг, не выдаст, не предаст.

А если, что случится вдруг, он руку вам подаст.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

7