Меню
16+

Газета «Амурская звезда»

08.06.2016 14:49 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 09.06.2016 г.

Моя Уруша

Окончание. Начало в № 21.
Часть жителей посёлка работала на строительстве оборотного депо, часть на прииске; большим подспорьем в хозяйстве жителей являлась доставка грузов на прииск и в село Игнашино. В посёлке действовала школа Министерства народного просвещения.
Развитие революционного движения в стране не обошло стороной и посёлок. В Уруше появились первые ссыльные, их было пятеро. И когда весть о свержении царя докатилась до наших глухих мест, эта смелая пятёрка вышла на центральную улицу Советскую с красным флагом. Исполняя песню «Смело товарищи в ногу», они пошли в сторону железнодорожного моста, туда, где находилась церковь и контора пристава. К ним присоединились рабочие посёлка. В условиях всеобщей неразберихи этот поступок оказался незамеченным со стороны властей, но вызвал всеобщее одобрение у рабочего населения. События гражданской войны также коснулись нашего края и посёлка в том числе. Партизанские отряды, банды семёновцев, японские карательные отряды. Урушинцы на своей шкуре, в прямом смысле этого слова, почувствовали «прелести» нового порядка.
Заканчивается гражданская война. 1923 год характерен тем, что в посёлке создаётся первая комсомольская ячейка под руководством Георгия Тараненко. В 1924 году, после окончания учительских курсов, приезжают учителя Иван Павлович Васин, Ксения Петровна Калинина, Александра Никитична Журавлёва, комсомольская ячейка становится больше на три человека. Охрана порядка в посёлке, охрана грузов на станции, ночные дежурства, выездные концерты по разъездам – всем этим занимались первые комсомольцы.
30-е годы. Годы подъёма, энтузиазма. В Уруше прокладывают второй путь железной дороги, на перроне возводят памятник вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, к приезду министра путей сообщения Лазаря Кагановича закладывают Герб СССР. В это же время в Уруше появился первый и единственный на всю железную дорогу орденоносец Сергей Степанович Токарев.
Люди жили надеждами. Но пришёл страшный 1941 год. В этот год школа сделала свой первый выпуск, их было 8 человек, 7 из которых погибли. Военное, страшное время. Все народы Советского Союза жили в этот период только одним: разгромить врага, победить в этой кровопролитной войне. Среди урушинцев не осталось ни одного равнодушного к судьбе страны. Одни ушли на фронт, другие по 14-16 часов, а то и больше работали в тылу, помогая ковать Победу. Более 90 человек осталось на полях сражений.
Заканчивается война, возвращаются с фронта солдаты, жизнь восстанавливается.
50-70 годы в Уруше – это время активного строительства. Построено новое здание школы на радость учителям и жителям посёлка, строится новое здание клуба, закладываются фундаменты новых домов. Люди вновь живут надеждами на будущее, активно работают над выполнением планов пятилеток. На отделениях дороги зарождается соревнование под девизом «Маршрутам пятилетки – отличный путь», «Линейным станциям – культурный быт». Всё это даёт свои результаты, и по итогам Всесоюзного социалистического соревнования 1972 года станция Уруша стала победительницей. Ей было присуждено переходящее красное знамя ЦК Профсоюзов и денежная премия. В 1975 году в посёлке открывается памятник погибшим воинам-урушинцам. Для детей железнодорожников строится пионерский лагерь «Берёзка». Всё чаще на разных уровнях упоминают фамилии урушинских знаменитостей, руководителей предприятий: Георгий Иванович Лизунов, Владимир Аркадьевич Алферов, Леонид Аркадьевич Косолапов, Юрий Васильевич Седов, Семён Михайлович Пшеничников, Дмитрий Дмитриевич Кудрявцев. Благодаря им Уруша зазвучала.
70-90 годы: электрификация участка железной дороги от Белогорска до Могочи, строительство в посёлке тяговой подстанции, новой больницы, жилых домов, пристройки к школе. Урушинцы, опьянённые идеями сокращения, подталкиваемые вышестоящим начальством, дружно проголосовали за упразднение собственного депо и передачу управления в Ерофей Павлович. От вагонного депо Уруша остаётся только ПТО.
С этого-то всё и началось. Постепенно закрываются одно за другим предприятия: Леспромхоз, ОРС (отдел рабочего снабжения), упраздняется локомотивное депо, оно превращается в оборотное, сокращается до минимума штат станции, пожарная часть, милиция. Не остаётся ни одного государственного магазина, закрываются столовые, разваливается спортивная работа. Перестроечные процессы приводят к тому, что прекращается выплата заработной платы, и только школа и больница продолжают работать в условиях всеобщего хаоса и разброда. Такая политика государства приводит к тому, что постепенно Уруша превращается из большой узловой станции в небольшой разъезд.
В последнее время изменилась обстановка в стране, изменилась она и в Уруше. Предприятия, конечно, не восстанавливаются, много безработных, но те люди, которые могут и хотят работать – работают, и не только для себя. Подрастает новое поколение молодых людей, которые знают, что они должны сделать для развития посёлка. И несмотря на то, что по данным последней переписи население Уруши уменьшилось почти на 2000 человек, жизнь продолжается.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

492