Меню
16+

Газета «Амурская звезда»

22.06.2016 10:16 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 23.06.2016 г.

Все местные власти ругают, когда о бюджете не знают…

Автор: Администрация города

Только ленивый сегодня не ругает местные власти, это уже стало «хорошим тоном» — в свободное от личных забот время жаловаться и возмущаться, устно и письменно, обращаясь в разные инстанции, от администрации до президента, выкладывая свои хлесткие замечания в Интернете. И каждый, наверное, думает: «Вот мы укажем представителям власти на все плохое, и тогда исправят, работать начнут, а то сидят там, ничего не делают, ни о чем не заботятся, не видят недостатков в нашем городе…». Так рассуждают, как будто работающие в органах власти люди «живут на Луне», не ездят по тем же дорогам, не ходят по тем же улицам, не видят те же проблемы в жизни города. Или как будто только и думают о том, как бы побольше вреда принести Сковородино и сковородинцам, и все для этого делают, прямо как «враги народа». Это все, конечно, абсурдно, но люди имеют право так думать и рассуждать, когда не знают «куда же деваются бюджетные деньги» и считают, что денег этих в городском бюджете хоть пруд пруди, только не желают наши местные власти расходовать их на все, что нужно для города.
Нет, конечно, все совсем не так. Сегодня на пути развития всех муниципалитетов небольших населенных пунктов, как Сковородино, камнем преткновения стоит финансовый вопрос. И очень хочется, чтобы вы, сковородинцы, это понимали, не разбрасывались напрасно досужими выводами и обвинениями. Чтобы знали, помнили, что каждая проблема, каждый минус в городе – наша с вами общая боль, и если что-то не делается в полную меру для улучшения, это не потому что местные власти «не хотят жить по-другому», а потому что муниципалитеты поставлены в такие условия, в которых, как говорится, «жить невозможно и умирать нельзя».
Полномочия, иначе говоря, обязанности местных властей прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об основных принципах деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации». Этих полномочий 46 у органов местного самоуправления нашего города, имеющего по данному закону территориальный статус городского поселения. Каких только обязанностей не вменено нам законодательством – от обеспечения лесного контроля до участия в профилактике терроризма и экстремизма. Это и организация в границах города электро-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания в границах города; обеспечение первичных мер пожарной безопасности; организация благоустройства и озеленения территории поселения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне; защите населения и территории города Сковородино от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и так далее, и так далее…
И полномочия добавляются ежегодно, с внесением Госдумой изменений в 131-й закон. Только вот о финансовом обеспечении исполнения этих полномочий — в законе ни слова. Как же должен федеральный закон исполняться? Об этом думают и не находят ответы во всех муниципальных образованиях. Хочется по этому поводу привести слова главы Краснооктябрьского сельсовета Николая Хрипушина из его статьи, опубликованной в журнале «Российская Федерация сегодня»: «Если даже очень захотеть сказать о местном самоуправлении устами тех, кто исполняет 131-й Федеральный закон на местах, получится невнятный лепет, да и то ради того, чтобы уж совсем не обидеть писавших и принимавших его чиновников, депутатов и экспертов. Списанный с западных образцов, он, как самолет папуасов, сделанный по образцу и подобию виденного им летательного аппарата – похож, да не летает».
По сути говоря, закон исполним только в той мере, в которой обеспечен финансово. Но поскольку такой справедливой догмы в законе не содержится, считается, что полномочия органов местного самоуправления должны эти органы повсеместно исполнять, невзирая на отсутствие соответствующих средств, ни на что невзирая! И око государево в ипостасях прокуратуры, госпожнадзоров, роспотребнадзора и прочих других инстанций за исполнением предписанного законом строго бдит, находя «пункты неисполнения» (а как им не быть, когда при самом огромном стремлении – исполнять не на что?), и накладывая штрафы, которые взыскиваются из зарплат главы и муниципальных служащих (а зарплаты далеко не высокие, но об этом разговор дальше). Никакие вполне объективные причины при этом не учитываются, оно и понятно: закон есть закон, он уже при своем рождении должен все учесть. А если не учли разработчики закона, не сопоставили слова и реалии, с них какой спрос – отвечают исполнители на местах. Даже штрафы – полбеды по сравнению и предписаниями, запросами тех же прокуратуры, роспотребнадзора, областных министерств и ведомств, прочих инстанций, на которые надо отвечать в короткие сроки, предоставлять множество документов, занимая на то дефицитное рабочее время малочисленных сотрудников. Но по закону за просрочку предоставления ответов в названные органы – тоже штраф. Нет, мы не против контроля за действиями органов местного самоуправления, наоборот: чем его больше, тем лучше и себе спокойнее. Но это должно заключаться не только в запросах и требованиях срочных ответов, а в конструктивном подходе, в правовой помощи по тем же вопросам, как финансово обеспечить исполнение того или иного полномочия, как обеспечить, кого привлечь к работе (бесплатно?) на благо города.
Ладно, нет понимания со стороны контролирующих инстанций, у них работа такая, наши реалии не учитываются. Но жалко и обидно, когда нет понимания среди народа, сейчас все любят писать жалобы, а разобраться, как работается местным властям в современных условиях, – мало у кого есть желание.
Мы продолжаем свою «печальную повесть о местной власти и бюджете», надеясь, что люди все поймут. Должны понять, здесь нет ничего мудреного, это – наша с вами жизнь в эпоху когда-то новых, а теперь уже обыденных экономических и политических отношений в России.
Очень часто доводится слышать от людей, критикующих по наитию «нерадивость местной власти» в решении насущной проблемы – «Вам на это деньги выделяются, куда же их деваете?» Неизвестно, почему рождаются в недрах народной мысли такие выводы, но они отличаются от действительности с точностью «до наоборот». Деньги в местный бюджет на выполнение полномочий вышеназванных и всех прочих НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ, это не предусмотрено межбюджетными отношениями. Вернее будет сказать, что средства из каждого местного бюджета ЗАБИРАЮТСЯ. Пусть и не в прямом смысле слова, это как вывод из фактов. Судите сами: доходная часть городского бюджета, как всех других муниципальных образований, складывается в основном из поступающих налогов. Из них самый стабильный и большой в суммарном объеме – НДФЛ, тот налог, который начисляется на фонд зарплат сковородинских работников предприятий и организаций. Но поступает в городской бюджет от каждой из этих сумм всего 10 процентов, остальное идет в вышестоящие бюджеты. По налогу на транспорт, который владельцы автомобилей платят ежегодно и немало, ни копейки не идет в городской бюджет, все – в региональный и федеральный! И так далее, по каждому виду налога остается у нас только та мизерная часть, которая определяется федеральными и региональными органами власти, и никогда не увеличивается. Соответственно, и средств городского бюджета, сверстанного в результате определенных вышестоящей властью сумм и процентов, хватает на самый минимум от реальных потребностей города. Вот и получается: сделать хочется многое, но финансы не позволяют. Доходная часть бюджета города около 50 миллионов в год трещит по всем швам, когда начинаем считать даже самые необходимые расходы. Сюда надо вместить уличное освещение (оплата за электроэнергию по сегодняшним расценкам – полмиллиона в год), содержание котельных и всех объектов теплоснабжения, водоснабжения, двух бань, Дома культуры в пос. Лесной, благоустройство и содержание дорог (на это с усилием наскребается в бюджете процентов 5 от всех необходимых средств), проведение спортивных и культмассовых мероприятий, выплата субсидий на исполнение полномочий за работу общественного транспорта; зарплата сотрудников администрации и налоги, а еще есть оперативные расходы, возникающие в результате ЧС и непредвиденных ситуаций, как это было при выходе из строя котла на КЕ, тогда в срочном порядке приобретался новый стоимостью 20 миллионов рублей.
А на что исполнять все 46 полномочий, на какие деньги развивать, строить, улучшать содержание, инфраструктуру города? Вопрос остается риторичен, и не только для нас – для всех муниципальных образований. Об этом главы поселений не только говорят на всех уровнях – криком кричат.
Но услышать их не желают. И все остается, как есть. Вернее, меняется – в сторону еще большего бюджетного напряжения.
В последние годы активно реализуются целевые программы, по которым можно получить средства из федерального, регионального бюджетов на то, что было проблемным и является очень нужным людям: переселение из ветхого и аварийного жилья, ремонт многоквартирных домов, ремонт дорог, модернизация коммунальной инфраструктуры. Дело-то хорошее, просто замечательное! Но по каждой программе средства выделяются только на условиях софинансирования из местного бюджета. Вот вошли мы в программу «Переселение из ветхого и аварийного жилья» (сколько работы без всяких выходных для этого сотрудников администрации потребовалось – отдельный разговор), построено три дома, людей переселили. Но деньги выделялись только при обязательном софинансировании из городского бюджета, а это с учетом подвода коммуникаций к домам – всего 23 (это 9 + 14) миллионов рублей. Откуда они должны взяться, ведь дополнительных доходов не прибавляется? А здесь – как хотите, можете и не входить в программы, тогда не будет дополнительной головной боли, где деньги взять. Примерно так, в таком смысле получают местные власти ответы на все стенания по поводу беспросветной межбюджетной зоны, вокруг которой куда взгляд ни кинь – одни тупики, закрывающие пути движения к приемлемым условиям и хорошим перспективам.
Но мы не можем отказаться от участия в целевых программах. Это нужно городу, людям! И начинается изыскание средств для софинансирования. В общем, необходимо на эти программы очень много денег. Где их взять? Вот если в вашей семье не хватает денег на то, что необходимо для каждого срочно и обязательно, что сделаете? Выход один: взять кредит в банке или продать из имеющегося у вас имущества, но не так нужного, чем то, на что деньги необходимы. Так же приходится поступать и администрации: взяли в банке кредит 10 миллионов и кредит в бюджете района 5 миллионов, выставили на торги то, что можно было из муниципального имущества. В результате в программы вошли, софинансирование, как положено, обеспечили, перед вышестоящими органами власти отчитались. Но остались с долгами на следующий финансовый год – кредит и проценты по нему надо платить, а это миллион из бюджета ежемесячно. Значит, надо уменьшать расходы, на чем-то экономить. А это ведь означает, экономить на потребностях людских и городских. И тогда с большей силой народ местные власти ругает, рождаются новые жалобы и возмущения. Если получают ответ, что нет в бюджете средств на то, что требуют, с сарказмом вопрошают «Да куда же вы эти бюджетные средства деваете!» Очень надеемся, что эта статья все для вас объяснит, найдете в ней ответы на жизненно важные вопросы о несоответствии желаний и возможностей местной власти при «не резиновом бюджете».
Предвидя, что после сказанного про необходимость экономить, чтобы по программам целевым рассчитываться и в новые программы входить, некоторые могут сказать: «Так экономьте на себе, на своих зарплатах», подробно и честно поговорим на эту животрепещущую тему.
Размеры зарплат и окладов сотрудников администрации, выборных должностных лиц отнюдь не рождаются в недрах самой администрации, не устанавливаются и не «придумываются», как некоторые считают. Оклады, а также численность работников администрации и норматив фонда зарплаты утверждается ежегодно Постановлением Правительства Амурской области для всех муниципальных образований, в том числе для администрации города Сковородино. И расходуются деньги на зарплату только в пределах установленного норматива, который не может быть превышен ни на копейку, иначе это будет нецелевое использование бюджетных средств, что предусматривает уголовную ответственность. И работают местные администрации по установленным зарплатам, нормативам, не имея возможности ввести в штат дополнительно ни одного специалиста, даже очень нужного, или – можно принять работника, но при условии обеспечения ему зарплаты за счет сокращения зарплат другим, чтобы не превысить норматив. И выходит ситуация парадоксально-плачевная: полномочия, то есть обязанности, муниципальным образованиям добавляются, а штат увеличить не разрешается. Норматив! А сами размеры зарплат муниципальных служащих сегодня находятся на уровне оплаты неквалифицированного труда в Российской Федерации. Сотрудники администрации города, с учетом регионального коэффициента, получают 15-20 тысяч рублей, глава города – 46 тысяч рублей. Если сравнить с зарплатами на наших предприятиях железнодорожного транспорта, нефтеналивного комплекса, это просто копейки. Между тем, работа муниципальных служащих никогда не бывает «от и до», часто приходится работать в выходные дни, обязательно – в праздники, нередко в вечерние часы. Потому что максимальный объем работы давно не соответствует минимальному штату администрации. И периодически пустуют вакантные места, потому что не хотят сюда идти те, кто знает режим работы и уровень зарплаты в администрации, или приходят и вскоре увольняются, не выдерживая. А те, кто работает сравнительно давно, остаются здесь, можно сказать, из патриотизма – иногда подают заявления об увольнении, когда уже нет сил работать без отдыха и при этом выдерживать всенародную критику, коей всегда хватает в разных формах. Но поддаются уговорам руководства и призывам коллег не бросать сложные дела, в которых они разбираются профессионально, а новичкам надо долго учиться, да и найти сложно работников на их должности, и остаются. И продолжают трудиться с той же массовой нагрузкой, без времени на положенный отдых. Всегда готовый все сделать для своего города наш, как говорим полушутя «девичий батальон», потому что мужчины на должность муниципального служащего в городскую администрацию не идут – зарплата не устраивает, а может, и нагрузочки только для все выдерживающих женских плеч.
Хочется остановиться еще на одном законодательно вмененном направлении местного самоуправления. Это Федеральный закон № 44-ФЗ, по которому муниципалитеты проводят аукционы на поставку товаров и услуг. Здесь отдельным ракурсом отметим: кто не знает, считает, что для проведения каких-то работ в нашем городе, к примеру, ремонта дороги, найдет где-то глава города исполнителя работ, сядут рядком, все взаимовыгодно порешают, договор заключат, о сумме договорятся, и пошло дело. Это, конечно, пустые народные «россказни». В действительности же администрацией города только готовятся извещения о проведении аукционов на работы или поставку материалов, оборудования, затем они размещаются на сайте Всероссийской площадки, где и подводятся итоги аукционов модераторам площадки, заключаются договоры (контракты), и администрация как заказчик получает готовые результаты: кто будет проводить работы, по каким расценкам и условиям. И какие тут могут быть взятки или коррупция, какой сговор, если аукцион ведется в Интернете, к определению его результатов местные власти никакого отношения не имеют, подрядчика не выбирают – о нем получают сообщение по факту, когда контракт заключен, и повлиять на качество его работы, а тем более отказаться от его услуг по критериям качества или соблюдения сроков, права не имеют, он же победитель аукциона, проведенного на основании всех требований закона! По тому же закону местные органы власти не могут начать работы, когда появилось финансирование, надо 30 дней ждать с даты объявления аукциона. Финансирование же из бюджета области поступает не в начале года, как хотелось бы, чтобы и свое финансирование вовремя в бюджет заложить, и главное – работы в теплое время года начать и закончить. Нет, пока проходят все этапы   межбюджетного согласования, наступает середина или конец лета, тогда поступают средства, надо объявить аукцион, 30 дней подождать его результаты, только потом начнет работы победивший в аукционе подрядчик. В итоге получается, что проводим ремонт или замену теплотрасс, ремонт дорог, домов не в самое подходящее для таких работ летнее время, а в лучшем случае к началу холодов, когда вот-вот «белые мухи полетят». И вновь возмущается народ: «Наши местные власти лето красное проспали, теперь срочно работают». Нет, дорогие, не проспали, а закон соблюдали. Который для нас тщательно придумали федеральные власти! Примеров парадоксов  и отрицательных итогов по тому же закону можно приводить немало, они есть в каждом муниципалитете, давно уже – устно и письменно — ассоциации муниципальных образований регионов России обращаются в Правительство и Госдуму с предложениями проработать Федеральный закон № 44-ФЗ, издать в новой редакции, где учитывалась бы практика его применения на местах. И давно обещает федеральная власть этот закон изменить, но сколько еще ждать обещанного, не известно.
В общем, местное самоуправление сегодня в таких условиях, когда невозможно сделать все так и столько, сколько нужно для людей, какая бы эта власть не была, какой бы глава не вступил в должность. Ругать и менять надо не власти, а системы межбюджетных отношений, порядок принятия законов и нормативных актов федерального уровня с учетом реальности их реализации на местах. Сегодня же, на наш взгляд, законы разрабатываются для Москвы и таких же крупных городских округов, с бюджетами, способными по ним жить, но распространяются те законы на всю Россию, где их соблюдают и выполняют, но не понимают – ни местные власти, ни народ – почему же от этого пользы нет, скорее наоборот…
И здесь, кстати, приведем слова из статьи в журнале «Российская Федерация сегодня»: «В России пирамида власти стоит основанием вверх. Внизу, где в поселке, селе жизнь пульсирует всеми своими силами в противоречиях, заботах, делах, удачах и поражениях каждого отдельного человека, семьи, общества в целом, — денег минимум, управленческий аппарат – минимальный, а бумаг к исполнению – максимум, как и требований, претензий, ответственности. Просто какая-то гоголевская чертовщина…»
Что же делать? Совершенно необходимо выделять дотационным муниципальным образованиям средства на строительства культурных учреждений и стадионов, на реконструкцию и замену всех коммуникационных сетей, на благоустройство населенных пунктов, в том числе – дворовых территорий, на приобретение спецтехники, на утилизацию бытовых отходов, на ежегодный ремонт всех дорог с асфальтовым и гравийным покрытием, на возведение уличных водоотводов. Но НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ такие средства, потому что есть один ответ: денег нет. Хотя поступают в вышестоящие бюджеты налоги от нашего поселения.
Было бы правильно и полезно, если бы уровень минимальной бюджетной обеспеченности определялся на основе государственных минимальных стандартов, на единой базе и методических принципах, понятной власти и народу во всех поселениях, полноценно обеспечивающей финансами эффективное функционирование местного самоуправления.
Каждый закон, Постановление или другой федеральный, региональный нормативный документ, которым вменяются, дополняются обязательства властям на муниципальном уровне, должен содержать механизм его исполнения в части финансовой обеспеченности, по каждому пункту.
Пока же, получается по всему, что проблемные условия жизни муниципалитетов продолжают оставаться, а люди продолжают на местные власти ругаться. Неправильно это! Несправедливо!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

86