Меню
16+

Газета «Амурская звезда»

22.06.2016 11:13 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 23.06.2016 г.

ТАЛДАН. «Шум подземных ключей»

Есть село небольшое в районе,
«Наш Талдан» его люди зовут,
В окруженьи тайги, как в короне…,
Лесорубов здесь знают и чтут.
А ещё есть в Талдане щебёночный -
Всей России известный завод.
Здесь работает духом сплочённый,
Крепкий, сильный и дружный народ.
Ну, а всё здесь венчает дорога -
Днём и ночью бегут поезда…
Мой Талдан, моя малая Родина,
Не покину тебя никогда!..
Ирина Волкова,
жительница с. Талдан

В 1910 году среди лесов, в которых раньше кочевали орочи, эвенки, занимаясь охотой, сбором ягод, началась расчистка территории для будущей станции и железнодорожной трассы. Начали устанавливать станционные здания. Так возникла проходная станция 3 класса Талдан, названная по протекающей рядом речушке (считается, что Талдан — название орочонское и означает «шум подземных ключей»). Официальной датой создания посёлка считается 1 мая 1910 года.
Постепенно стали возникать жилые деревянные многоквартирные дома для железнодорожных служащих (некоторые из них сохраняются до сих пор). Когда население начало прибывать, в 20-ти саженях от станции начали обустраивать усадьбы. В 1910 году, согласно акту обследования, посёлок был спланирован и разбит на 209 усадеб от 500 до 150 кв. саженей, застроено было лишь 59 усадеб. Также были намечены и места общественного пользования — торговая площадь, места для школы и церкви. В 11 усадьбах имелись огороды от 20 до 300 кв. саженей. Жители посёлка выращивали картофель, огурцы, помидоры, свеклу, морковь и капусту. Но помидоры не вызревали, а капуста росла только в лист.
В общем, к концу 1910 года насчитывалось уже 74 жилых дома, 3 дома находились в стадии строительства. Имелись и нежилые постройки: 3 амбара, 6 сараев, 3 конюшни, 5 бань. Все постройки деревянные, крыты преимущественно тесом, кроме шести домов, крытых оцинкованным железом. Несколько изб были покрыты землёй. Жилые дома, главным образом, были в четыре капитальные стены, часто внутри были разделены лёгкими деревянными перегородками.
Постепенно для доставки материалов от деревни Воскресеновки на Амуре до станции возводился колёсный путь — Воскресеновский тракт (его участок в пределах посёлка назван улице Партизанской). В посёлке запроектированные улицы пока ещё были совершенно не предназначены для движения на телегах с лошадьми, так как лес и пни с них не убирались (этому сильно препятствовало лесное ведомство, которое за порубку леса на улицах составляло протоколы).
В 1910 году в посёлке проживало 412 человек — 239 мужчин и 173 женщины, в том числе 147 детей. Национальный и вероисповедный состав был следующим: 379 человек — русского православного населения, 2 поляков-католиков, 2 евреев-иудеев, 7 немцев-лютеран, 6 кавказцев и 16 татар-мусульман. Причём, вражды между людьми разных вероисповедных групп не отмечалось.
Большая часть населения была неграмотной, среди жителей посёлка лишь 78 мужчин и 25 женщин были обучены грамоте.
В посёлке развивалось скотоводство. У жителей насчитывалось: 2 коровы и телёнок, 54 лошади, 12 свиней, 170 кур, 20 уток и 12 гусей. Тёплых помещений для скота тогда не имелось и скот зимой содержали под открытым небом.
Для доставки мяса рабочим и железнодорожной администрации имелось скотопромышленное товарищество, содержащее около 200 голов убойного скота, который приобретался в Монголии.
В июле 1911 года в посёлке появилась эпизоотия сибирской язвы, от которой пало 30 лошадей.
Многие жители занимались торговлей. В посёлке имелось 5 магазинов, 4 мелких лавки, пивной склад, 2 мясные лавки, 3 хлебопекарни. Оплата труда служащих в магазинах и торговых заведениях зависела от торгового предприятия, его оборота, а потому оклады служащих могли быть от 20 до 200 рублей в месяц. В большинстве случаев, торговыми делами и всеми операциями заведовали сами хозяева. В посёлке насчитывалось около 20 торговцев. Из коммерческих предприятий имелось также 6 столовых и 4 бани с примитивным устройством.
Основным местом работы в посёлке было строительство и обслуживание железной дороги. При станции имелась железнодорожная больница на 60 кроватей, в которой работали 2 врача, 4 фельдшера и акушер. Но медицинской помощью пользовались только служащие и работники железной дороги. Остальные жители посёлка могли только пользоваться советами врачей за особую плату, в больницу же их не принимали, за медицинской помощью приходилось ехать 72 версты в Албазино.
Некоторые жители села занимались различными промыслами. В посёлке была кузница, слесарная и сапожная мастерские, 2 столярные мастерских, кирпичный завод Белова, вырабатывающий около 300 тысяч кирпичей в год. По роду занятий в посёлке насчитывалось: 47 плотников, 2 столяра, кузнец, 24 чернорабочих, 7 печников, 19 пильщиков, подрядчик, сапожник. 22 человека занимались извозом, доставляя на подводах грузы, главным образом, из Воскресеновки.
Общественного управления пока не было, административное управление осуществлял лесничий Джалиндо- Ольдойского лесничества. Урядник с соответствующим штатом стражников выполняли полицейский надзор.
В ноябре 1912 года было введено общественное управление. В этом же году при станции была открыта школа в одном из станционных зданий, в которую из-за недостатка детей железнодорожников принимались дети жителей посёлка.
14 октября 1913 года, путешествуя, на станции Талдан побывал известный норвежский учёный, путешественник Фритьоф Нансен, автор книги «В стране будущего». В своей книге он пишет о посещении станции Талдан: «…. Около станции целый город, с почти тысячным населением, состоящим сплошь из железнодорожных служащих и рабочих: ряды новых деревянных домов образуют несколько улиц; всё это возникло в какой-нибудь год или два, чтобы со временем опять исчезнуть совсем или наполовину. Мы побывали в клубе: на всех таких станциях имеются свои клубы. Клуб занимал несколько просторных комнат: имелся биллиард и театральная зала, где устраивались спектакли, концерты, кинематографические сеансы, танцевальные вечера и чтения…»
В марте 1914 года закончилось строительство храма, возведённого на средства Переселенческого управления. Церковь назвали в честь Святой Животворящей Троицы. 30 марта храм был освящён согласно телеграмме Епископа. Здание церкви было деревянным, с деревянной колокольней, покрытое оцинкованным железом. В штате состояли один священник и псаломщик, а также среди населения были 13 представителей духовенства.
С 1913-1914 годов при приходе церкви появилась начальная одноклассная школа Министерства Народного Просвещения, находившаяся в ведении железной дороги. Количество учащихся в 1914-1915 учебном году составляло 27 человек. Помимо основных предметов (арифметики, чистописания и др.), в школе преподавался Закон Божий. Должность законоучителя занимал священник Афанасий Семёнович Пляскин, пение преподавал церковный псаломщик Яков Семёнович Коробко. В оформлении школы присутствовали иконы, лампады, портреты императора, императрицы, наследника, изображение императорского дома.
Первые железнодорожные предприятия на станции — оборотное депо, где паровозы заправлялись водой (сначала деревянное, позднее каменное здание, в настоящее время, к сожалению, не существует), дистанции пути, водоснабжение — все они возникли с началом эксплуатации железной дороги.
В 1914 году была образована дистанция пути с конторой в посёлке Магдагачи.
Ещё одно старейшее предприятие — водоснабжение. В документах упоминается, что ещё зимой 1910-1911 годов новосёлы посёлка испытывали недостаток питьевой воды, так как главный её источник — река Талдан, протекающая в двух верстах, и ключи вблизи посёлка вымерзали. Жители были вынуждены добывать воду путём таяния снега и льда.
В 1915 году в посёлке был образован железнодорожный пункт водоснабжения. Было построено водозаборное сооружение на Шандорском ключе — насосная станция № 1. В 1936 году построена насосная станция № 2.
В 1923 году в посёлке была окончательно установлена Советская власть, одним из первых председателей поселкового совета был Алексей Дьячков. В 20-е годы в школе начал существование Союз молодёжи (комсомольская организация), в это время школа располагалась в одном из бывших жилых домов по улице Вокзальная.
В 1928 году на базе 7 мастерских участков начал свою работу Талданский леспромхоз, который тогда входил в систему МПС. До 1937 года заготовку и распиловку леса производили вручную. С 1947 года работа была частично механизирована. До 1945 года вывозка леса и готовой продукции производилась на лошадях. С 1945 года ввели газогенераторные автомобили с полуприцепами «ЗИС-51».
В 1929 году с притоком в посёлок рабочей силы увеличилось количество учеников в школе. Необходимо было её расширять. Отдали дом № 20 по улице Вокзальной. Образование в посёлке тогда было семилетним. Здания школы по улице Вокзальная были совсем не приспособлены для занятий. С улицы входили сразу в классы, стены были не оштукатурены, оформления в классах не было, из мебели были только парты с откидными крышками, окрашенные в чёрный цвет. В 1931 году в школе была создана пионерская организация. Первым пионервожатым был Виктор Удинцев, погибший в дальнейшем в одном из сражений Великой Отечественной войны.
В 1931 году был образован Талданский промышленный колхоз «Красная Заря», в ведомстве которого была парикмахерская, сапожная мастерская, пошивочная, большое подсобное хозяйство, на котором разводили лошадей, коров. Недалеко от села Осежено располагались колхозные поля. Выращивали пшеницу, овёс. Но с началом Великой Отечественной войны, когда многие мужчины ушли на фронт, женщины не смогли сами справиться с колхозным хозяйством, и постепенно колхоз был расформирован.
В декабре 1937 года в домах посёлка зажегся свет. Были запущены в действие первые локомобили — паровые машины, вырабатывающие электроэнергию. 30 лет они обслуживали промышленные производства и дома жителей. В 1967 году потребность в электроэнергии возросла. В Талдан были привезены и установлены дизели Горьковского автозавода. Причём реконструкция велась без остановки производства, ни на минуту не прекращалась подача электроэнергии. В посёлке производилась замена сетей, установка трансформаторных подстанций.
В 1937 году было построено двухэтажное здание кондукторского резерва (дом отдыха для кондукторов). В 1938 году в этом здании разместили школу. Отопление в новой школе было печным, и, вероятно, по недосмотру сторожа в ночь с 11 на 12 января 1940 года школьное здание сгорело. Ребятам пришлось продолжить обучение в старых зданиях по улице Вокзальной.
Уже после окончания Великой Отечественной войны администрация посёлка предоставила для школьных занятий двухэтажное здание жилого дома. Но и оно тоже сгорело. Ученикам пришлось заниматься в конторе и бараках лесопункта.
Наконец, началось строительство нового трёхэтажного здания школы. В 1961 году здание было сдано в эксплуатацию, и дети начали учиться в новой, красивой школе. В 60-е годы по задумке учителя биологии Любовь Михайловны Дыдыкиной на пересечении улиц Партизанской и Кирова был разбит школьный фруктовый сад, в котором благодаря заботливым ученикам росли ранетки, смородина и даже культурные яблони с настоящими крупными яблоками.
В 1967 году у школьного здания учителями трудового обучения и старшеклассниками был установлен бюст В.И. Ленина и мемориальная стена с фамилиями погибших на фронтах Великой Отечественной войны выпускников Талданской школы.
В 70-е годы расширяется ОРС Талданского леспромхоза. Возникают новые магазины по улице Лисина (Кооперативной). Осуществляется строительство детского сада «Золотая рыбка» и клуба «Восход», асфальтирование улицы Лисина.
В 1972 году работникам Талданского леспромхоза на площади у клуба «Восход» был установлен мемориал в память о талданцах, погибших в сражениях Великой Отечественной войны, и памятник талданцу — Герою Советского Союза Лисину Ивану Павловичу.
В 1975 году начато строительство щебеночного завода, жилых пятиэтажных домов для его работников, нового детского сада и железнодорожного клуба. Посёлок преобразился. В августе 1982 года в цехах завода был произведён первый щебень.
В декабре 2001 года на основании Закона Амурской области рабочий посёлок Талдан был преобразован в сельский населённый пункт.
Из книги «Талдан — наша малая Родина», посвящённая 100-летию села

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

345