Меню
16+

Газета «Амурская звезда»

31.07.2015 09:23 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 29.07.2015 г.

Локомотивное депо- одно из старейших предприятий нашего города! И в этом году отмечает 100 летний юбилей!

Автор: Леонид Борисович Гученко

К строительству депо приступили вскоре после открытия по Рейновской ветке временного движения поездов, которым обеспечивалось перевозка грузов с пристани Джалинда, куда они поступали водным путем.

Локомотивное депо- одно из старейших предприятий нашего города! И в этом году отмечает 100 летний юбилей!

К строительству депо приступили вскоре после открытия по Рейновской ветке временного движения поездов, которым обеспечивалось перевозка грузов с пристани Джалинда, куда они поступали водным путем. В 1911 году приступили к строительству одного корпуса на четыре стойла паровозов серии ОВ, со смотровыми канавами и небольшой мастерской с необходимым оборудованием для текущего ремонта. Строительство этого корпуса закончили в 1913 году и приступили к закладке фундаментов к строительству второй очереди – еще трех корпусов. Строительство второй очереди корпусов депо было окончено в 1915 году, разгар мировой войны, когда все материальные ресурсы были сосредоточены на поставках военного ведомства. Прекратилось финансирование постройки жел. дороги и поставки оборудования. Слабо оснащенное станочным оборудованиями и механизмами, не имеющие в достаточном количестве даже воды депо вошло в число действующих, как оборотное депо. Основное депо было на станции Ерофей-Павлович, где была создана более мощная ремонтная база. Структурное деление служб на железнодорожном транспорте паровозное и вагонное хозяйство, объединенное в одну службу – службу тяги.

Депо представляло собой небольшие мастерские по текущему ремонту паровозов и вагонов. Слесарные верстаки располагались у паровозных стойл, здесь же располагался кузнечный горн, столярный верстак с точильным камнем и небольшой гидравлический пресс. Установленные домкраты для подъемки паровозов и оборудования скатоопускная канава не имели приводов и приводились в действие усилиями ремонтников. В качестве освещения в ночное время, применялись фонари, но в большинстве случаев пользовались пеньковыми факелами, освещая себе фронт работы. Отапливались корпуса в холодное время чугунными печами, на барабанах которых в противнях сушили песок для песочниц паровозов. При депо имелся склад топлива или как раньше называли «дровяной склад», так как почти на всех паровозах в качестве топлива использовали дрова, и лишь небольшое количество работало на угле. Подавалось топливо на тендер паровоза. За водой ездили на 4-ю версту Рейновской ветки. В омуте реки был установлен «пульсометр» — небольшой мощности паровой насос.

В годы гражданской войны и японской интервенции, Сковородинские паровозники и ремонтники внесли большой вклад в дело разгрома белогвардейцев и интервентов, участвуя в партизанском  движении. Рабочие сознательно выводили из строя оборудование, портили паровозы, засыпали песком буксы вагонов, чтобы как-то сдерживать передвижение по железной дороге белогвардейцев и японцев. Те же в свою очередь жестоко расправлялись с рабочими. Применяли жестокие расправы и расстрелы.

При отправке со ст. Рухлово эшелонов, увозящих их в Благовещенск вооруженные интервенты избили дежурного по станции Куш Анатолии Ивановича, требуя указать местонахождение начальника депо. Под угрозой штыков, шашек и револьверов, под страхом смерти, он привел их дежурную комнату паровозных бригад, где находилась контора начальника депо Коробко Василия Николаевича. Но начальник успел скрыться. Не найдя его, японцы выломали прикладами дверь конторы, и затем начали избивать паровозников, находившихся в дежурке. Были тяжело избиты машинисты Побелов И.И и Фет А.П., помощники машинистов Хвалевич П.П и Князев И.П., кочегар депо китаец ЛЕ- ден и многие другие. Озверевшие погромщики разбили телефон, забрали с собой самовар и дорожные вещи паровозников. В ответ на эти расправы,  бригады вывели из строя паровозы и ушли в тайгу, где оставались до ухода японцев со станции. За связь с партизанами, за сочувствие советской власти и прямую борьбу с оккупантами многие рабочие нашего депо были расстреляны белогвардейцами и японцами, среди них машинист Семин, слесарь депо Теребилкин, рабочие — братья Верхотуровы и многие другие. Долгие годы работал в нашем депо машинист бронепоезда Агеев Степан Степанович – ратный путь, которого описан в романе Константина Седых «Даурия».

После изгнания интервентов и белогвардейцев за пределы Амурской области, железная дорога со всеми ветвями, депо, подвижным составом  и имуществом объявилась собственностью народа. Началось восстановление разрушенного железнодорожного хозяйства. Работники депо организовывали выезды на линию, снимали годные детали паровозов и вагонов, металл с покалеченных паровозов, вагонов. Очищали корпуса депо от накопившегося годами хлама, ремонтировали ворота, стекла рамы окон, приводили в порядок верстаки и станки. На борьбу с разрухой ушло несколько лет, и полное восстановление транспорта закончилось в 1927- 1928 годах, но на некоторых участках восстановительные работы велись до 1931 года. В эти годы депо получило электроэнергию. За годы реконструкции были произведены большие строительные работы, которые продолжили вплоть до 40-х годов. Так же за эти годы неузнаваемо преобразилось локомотивное депо. Обновлялись паровозный парк, на место старых и маломощных и разно серийных паровозов поступают более мощные паровозы, типа  серии ЕЛ и ЭМ, и пассажирские  СУ. В цехах устанавливались новые станки, организован промывочный и средний ремонт паровозов. В 1933 году пополняя нехватку кадров на Амурской области железной дороге, в эксплуатацию вступили воинские части. На станцию Сковородино прибыли 5-й железнодорожный эксплуатационный полк. Воины этой части владели всеми специальностями железнодорожников. Штат депо был пополнен машинистами, помощниками, кочегарами, бригадирами и мастерами цехов, слесарями. Воины внесли в наше депо незабываемые события.

Виктор Кириллович Кирпанев, член КПСС с 1928 года. Окончил в 193 году Харьковский железнодорожный военный институт, а в 1933 году направляется  в депо города Сковородино, и начинает свою трудовую деятельность в должности бригадиром текущего ремонта. Осваивая на практике виды ремонта, молодой инженер работает мастером промывки и подъемки. С 1935 года работает заместителем начальника депо по ремонту, а с 1936 по 1938 годы занимает должность начальника депо. За успехи в труде и организацию работы депо Виктор Кириллович в 1936 году награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Уйдя на заслуженный отпуск, полковник в отставке проживает в г. Ташкенте. Слесарь Ланин Яков Владимирович – оставшись после демобилизации а Сковородино, долгие годы трудился в депо, пройдя путь от слесаря до заместителя начальника депо по ремонту паровозов. И еще многие военнослужащие внесли незабываемый труд в наше депо.

В 1935 году в депо вступил в строй новый механический цех. Заменялось старое станочное оборудование. Вместо старых станков, проводимых в действие ременными передачами и набором шестерен  регулирования скорости вращения и подачи, устанавливали станки, приводимые в действие электромоторами. Половину первого корпуса заняла электростанция — подававшая электроэнергию всему хозяйству. К 4 корпусу подстроены подсобные цеха – это теплая промывка, котельный цех, точных приборов, инструментальный цех. На месте старой котельной с котлом, который использовался для отопления корпусов депо, выросла новая кузница с паровым молотом. Строился 5-й корпус со скатоопускной канавой.  Был открыт магазин для работников депо и буфет с приготовлением горячей пищи.

В 1940 году решением КПСС депо Сковородино становится основным по эксплуатации и ремонту паровозов серии СО. Из паровозов этой серии в 1942- 1943-х годах формировались колонны особого назначения и вместе с бригадами отправлялись на фронтовые дороги и участки с наибольшим грузопотоком. В 1943 году по Союзническому соглашению в наше депо стали поступать паровозы  Американских заводов, оборудованные механической углеподаче и электрическим освещением и эксплуатирует их до 1963 года.

В1963 году наше депо переходит на эксплуатацию магистральных паровозов. Первый поезд тепловоза по участку Сковородино-Уруша провел машинист Вяткин Пантелей Иванович. Пассажирская колонна обслуживала участок Сковородино – Ушумун. С марта 1966 года эксплуатационный участок увеличился до 500 км,  включая в себя Ерофеевское плечо. Одновременно с переходом на новый тип тяги, началась подготовка кадров и реконструкция цехов для организации ремонта тепловозов. Первый корпус- технического отстоя паровозов, реорганизован в электромашинный цех. Во втором корпусе создавался цех профилактического ремонта. В корпусе промывочного ремонта паровозов организован цех по ремонту углеподъемных кранов, а в дальнейшем с октября 1979 года открывается цех большого периодического ремонта тепловозов. В четвертом корпусе организован Заготовительный цех по ремонту и испытанию вспомогательного оборудования тепловозов. Цех теплой промывки, изменив технологию работы, стал цехом водоподготовки. Организуя новые цеха: электроаппаратный, топливной аппаратуры, создаются слесарные группы по ремонту различных агрегатов и узлов тепловозов. Меняются специальности — кочегар, котельщик, дышловик, арматурщик на специальности дизелист, электроаппаратчик, аккумуляторщик и др. Все работы по реконструкции цехов проводились силами деповского коллектива. В 1971 году построено двухэтажное здание цеха эксплуатации, где разместился просторный тех класс, здравпункт, хим. лаборатория,  расшифровщики скоростемерных лент, группа стат. учета. В 1975 году построено двухэтажное бытовое здание для гардеробной и душевой. В 1977 году построен дом отдыха для локомотивных бригад на 108 мест. В 1982 году решая жилищную проблему, коллектив депо построил двухэтажный жилой дом на 15 благоустроенных квартир.

 В мае 1986 года с восточной горловины станции начали закладывать фундаменты для опор контактной сети. И в ночь с 26 по27 декабря 1987 года контактная сеть испытывалась подачей высокого напряжения. Сначала был пущен грузовой поезд, в голове которого стал электровоз, а через две недели в январе 1987 пошел пригородный пассажирский электровоз. 3 сентября 1987 года с западной стороны по участку Сковородино-Уруша пошли пригородные пассажирские электровозы. Так постепенно наше депо перешло полностью на электрификацию.

За годы своего существования наше депо из небольшого коллектива перевозных мастерских, обслуживающих маломощные паровозы, выросло в современное транспортное предприятие по эксплуатации и ремонту мощной электровозной техники.

 В 1997  году в связи с формирование отделения дороги локомотивное депо было переведено в Магдагачи. Сейчас на месте локомотивного депо подменный пункт ПМС-333.

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

793