Меню
16+

Газета «Амурская звезда»

20.05.2015 13:26 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 20.05.2015 г.

УДАЧА ПРИХОДИТ К ТОМУ, КТО ЛЮБИТ СВОЮ РАБОТУ!

Автор: Ю. Дмитриева

УДАЧА ПРИХОДИТ К ТОМУ, КТО ЛЮБИТ СВОЮ РАБОТУ! Эти слова сказала мне Тамара Михайловна Берко, когда я пришла к ним домой. И запали они мне в душу. Ведь и вправду: если человек любит свою работу, он счастлив. Если дома не всё ладно, на работе отдыхаешь душой. 

УДАЧА ПРИХОДИТ К ТОМУ, КТО ЛЮБИТ СВОЮ РАБОТУ! Эти слова сказала мне Тамара Михайловна Берко, когда я пришла к ним домой. И запали они мне в душу. Ведь и вправду: если человек любит свою работу, он счастлив. Если дома не всё ладно, на работе отдыхаешь душой.
А встретиться с семьёй Берко мне помогла чета Акимовых – Александр Алексеевич и Ирина Анатольевна. Много лет они поддерживают тёплые отношения, родители Ирины Анатольевны (в девичестве Дзюба) были близкими друзьями семьи. А повод для встречи весьма уважительный: Владимир Николаевич Берко всю жизнь отработал на сковородинской мерзлотной станции. И сегодня, кроме него, в городе практически не осталось работников «мерзлотки». Услышать рассказы очевидца мы решили из первых уст.
Едва переступив порог, стало ясно, что поводов для встречи с этой замечательной семьёй намного больше. Оказывается, в этом году семья Берко отмечает Изумрудную свадьбу. 55 лет вместе! Не так давно, в конце апреля, супругов приглашали в ЗАГС, где чествовали и поздравляли накануне Дня Победы. Такой юбилей совместной жизни справляют немногие. В открытках, которые дарили юбилярам, даже не было такой даты, как 55-летие, пришлось дописывать ручкой. Совсем скоро, 5 июня, семья официально отметит важную дату. А 8 июля их будут ждать в День семьи, любви и верности на большом празднике!
На следующий год Владимир Николаевич отметит 80-летие, Тамаре Михайловне 77 лет. Живут вдвоём. У них двое взрослых внуков в Хабаровске, есть семимесячный правнучек. А вот единственного сына родители похоронили. И это горе никогда не оставляет их, даже время не залечивает рану…
Долгие годы Владимир Николаевич работал в сковородинской мерзлотной станции, а потом и в тындинской, когда её туда перевели. В его трудовой книжке всего-то две главные записи – о приёме на работу и об увольнении в связи с выходом на пенсию. Есть много отметок о поощрениях за добросовестный труд. А ещё медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

РАБОТАЛ НА ПЕРВОЙ
МЕРЗЛОТНОЙ СТАНЦИИ
Ещё в школе нас учили, что Сковородинская мерзлотная станция – первая в мире. Из официальных источников.
«На ней регулярно наблюдали за одной из важнейших характеристик вечной мерзлоты — температурой грунтов. Одновременно здесь исследовали свойства вечномерзлых и сезонно-мёрзлых грунтов. Первые упоминания о станции в Сковородино относятся к концу 1910 года. Задачей метеостанции было изучать природно-климатические условия и их влияние на строящиеся объекты, главный из которых — железная дорога и её сооружения. К этому времени уже возникли первые серьёзные затруднения, связанные с вечной мерзлотой, — при строительстве Забайкальской железной дороги. Большинство строителей понятия не имели о том, что такое вечная мерзлота и как на ней строить. Поэтому строительство терпело серьёзные убытки, часто происходили аварии: вечная мерзлота буквально рвала полотно уже уложенной дороги, обрушивались стены сооружённых домов. Печальный опыт не был учтён и в дальнейшем, при строительстве Амурской железной дороги в 1912-1916 годах в районах с вечной мерзлотой.
В 1927 году на площадке сковородинской мерзлотной станции начались регулярные и длительные работы по изучению температурного режима вечномёрзлых грунтов по спецпрограмме. А через некоторое время Сковородинская станция осталась единственной на Транссибе. На станции параллельно продолжались и метеонаблюдения, которые прекратились лишь после организации в Амурской области метеорологического бюро с сетью подчинённых ему метеостанций».
- Я устроился работать в 1959 году, 5 мая. Устраивался в Москве после окончания Харьковского института. Приехал сюда в июне того же года по направлению. Хотя учился в институте совсем по другой специальности, по профессии я эСЦБист. Преддипломную практику проходил в Брянске и в Москве. О вечной мерзлоте представления не имел.
Для меня земля – она и есть земля. Шлак есть шлак, уголь есть уголь. Откуда я тогда мог знать, что есть ещё и мерзлота под землёй. А потом постепенно втянулся. И так до пенсии. Вот и получилось, что на «мерзлотку» работать пришёл, с неё и ушёл на пенсию.
Сначала работал рабочим, потом старшим рабочим, потом инженером. Потом в жизни случилась трагедия – страшная автоавария, 13 дней находился в коме. Если бы не супруга, то сейчас бы не разговаривал, не жил бы на свете. По здоровью был вынужден перейти на другую должность – рабочим. И потом, как говорят, снова начал подниматься по карьерной лестнице, доработался до старшего инженера. И на пенсии ещё несколько лет продолжал работать. В то время мерзлотную станцию перевели уже в Тынду.
Работал В.Н. Берко, как сам признаётся, всегда голыми руками, мерил температуру в скважинах по перегону. Никогда, между прочим, руки не отмораживал, привычные были. И ведь мало кто знает, что температура на разной глубине совсем не одинаковая. Скважина полевая, в основании, на откосе, по оси... В разных скважинах температура была разной, всё это фиксировалось. В один год могло оттаять два метра, в другой год – три метра. Велись графики наблюдений. Тогда работала Галина Харламова, она чертила эти графики.
- И школу, я помню, построили наверху не случайно. Её начали строить в районе стадиона. Но уже тогда руководители знали, что там она просто «уплывёт». А здесь простоит долгие годы. Когда я приехал сюда на мерзлотную станцию в Сковородино, здесь работало всего 23 человека. Как сейчас помню, было две лошади – Тайна и Орлик. Была одна машина ГАЗ 51. А после станцию перевели в Тынду.
Период строительства БАМа стал для мерзлотной станции временем расцвета. Работало уже в десять раз больше – 230 человек. Было два вездехода, четыре машины, буровая машина и ещё много всего другого. Чего только стоило здание станции – четырёхэтажное здание. Практически на каждом этаже размещалась лаборатория. Были большие гаражи. А после 91-го года опять всё пошло в упадок.
РОДДОМ –
ВСЯ МОЯ ЖИЗНЬ!
Тамара Михайловна всю свою жизнь проработала в роддоме железнодорожной больницы акушеркой. Отдала работе почти 50 лет жизни.
- Роддом закрыли в 2002 году. Я потом пошла работать в приёмный покой. А потом и больницу закрыли. Работа была очень хорошая, ответственная. Самое главное – видеть в глазах матери радость от рождения ребёнка. Удача приходит к тому, кто любит свою работу. Я ходила на работу, как на праздник. И вот, кстати, сегодня нас навещал Алексей, у его мамы я когда-то, 27 лет назад принимала роды. И вот каждый год в день рождения эта семья всегда приходит ко мне с благодарностью. Эта благодарность бесценна для меня, даже представить не можете, насколько дорога. Знаете, нет большего счастья.
Счастье моё было и в работе. Только переступаешь порог больницы, оставляешь все свои переживания за порогом. Роженице нужно отдавать только теплоту и любовь. Это всегда было нашим принципом. Поначалу родов мало было. Потом, как открыли отделение дороги, когда с 5 километра женщины стали ездить в роддом, тогда было по 5 – 7 родов за смену. Специалистов всегда не хватало. Врачи были очень хорошие, коллектив замечательный. Все знаете Светлану Ивановну Кузнецову, Анну Ивановну Романову, Римму Филипповну Александрову. Обо всех вспоминаю только с теплотой, с любовью. По возможности встречаемся, общаемся.

СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ
- Счастье – пережить все трудности и остаться друг другу верными. Все думают, что жизнь в браке – счастье. Может быть. Но счастье настоящее – пережить всё — и и хорошее, и плохое, — и быть неразлучными. Самое дорогое для каждого человека – семья, дети, внуки, — говорит Тамара Михайловна. — Муж всё время был в командировках. Ездил по району. Всегда с рюкзаком наперевес, с термометром. Мерил температуру в скважинах, только сам, оттуда и колени больные. В работе всегда был строгим и требовательным. Всегда придерживался принципа: сначала работа, потом отдых. В кабинете почти не сидел. Начальником был тогда Минайлов, его сейчас уж нет в живых, как, впрочем, и почти всех остальных, кто свою жизнь отдал работе на станции. Он-то его ценил за принципиальность и трудолюбие, знал, что Володе можно доверить, и проверять не надо.
Жена говорит про мужа, что его всю жизнь ангелы берегут. С ним тысячу раз случались большие неприятности, мог погибнуть, но он всегда оставался жив. А сам он говорит, что в его спасении заслуга только любимой жены!..
Счастья вам, дорогие
Тамара Михайловна и Владимир Николаевич, здоровья и долгих лет жизни!

Да, жизнь прожить – не поле перейти. Всякое случается. Но что меня восхитило в этой семье, так это то, что супруги, с высоты опыта семейной жизни, искренне считают, что главное – оставаться вместе. Вместе и в радости, и в горе. Как перед алтарём. И ни разу они не сказали, что прожили жизнь только в мире и согласии. Да так, наверное, и не бывает. Погода и та меняется. Важно, что на склоне лет они вместе. Их знают и уважают, навещают друзья и близкие. Им благодарны за их труд, за добрые сердца и понимание. Разве есть что-то ценнее?..

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

208