Меню
16+

Газета «Амурская звезда»

25.02.2015 10:08 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 25.02.2015 г.

Сколько в таблетке рублей, или из чего складывается цена лекарства

Автор: наш корр.

А как у нас?
Для сравнения, цены в аптеках Сковородинского района на некоторые популярные лекарства: валокордин 50,0 мл в одной из аптек стоит 191 руб., в другой — 205 руб., в третьей – 203 руб.
Столь популярное сегодня противовирусное средство «Афлубин» стоит 300 и 356 руб. (20 мл).
Часто гипертоники покупают «Андипал», который сегодня в аптеках можно приобрести по цене от 20 до 79 руб. (хотя ещё месяц назад он стоил всего 15 руб.)
«Нафтизин» стоит от 45 до 80 руб. за упаковку. 
Так что, уважаемые наши читатели, болеть сегодня стоит недёшево!

Для примера возьмём «Валокордин». Основное его составляющее – фенобарбитал, на рынке он стоит 3 руб. Второе составляющее — бромвалерьяновая кислота, её цена 1 рубль. «Валокордин» наполовину состоит из этанола, а этанол стоит всего-то 60 копеек. А всё остальное – накрутки! Зарабатывают многие! Те, кто его транспортирует, кто его рекламирует, потом посредник, ещё один посредник, наконец, цену устанавливает аптека. Вот и выходит, что пациент платит в несколько раз больше реальной цены.

Конечная цена за упаковку лекарства в аптеке складывается из многих составляющих. С одной стороны, лекарства, как и любой другой товар, подчиняются законам рынка и зависят от спроса и предложения. С другой, — это товар стратегической важности – от его цены и доступности в конкретной стране зависит здоровье её жителей.
Сколько стоит таблетка
Стоимость лекарства складывается, в первую очередь, из его себестоимости – реальных затрат производителя на разработку, исследования и производство конкретного препарата.
В общей цене лекарства стоимость активного вещества составляет не больше 5%. 20% составляет торговая наценка, которую закладывает сам производитель. 25% — затраты на исследование и развитие. И половина стоимости одной упаковки лекарства — расходы на маркетинг: продвижение лекарства на рынке и реклама, потому что вывод на рынок нового лекарства – очень рискованный процесс.
Затраты на производство впервые изобретённого лекарства исчисляются в миллиардах долларов. Поэтому цена на оригинальные препараты всегда будет справедливо выше цен на воспроизведённые лекарства.
При этом на разработку только одного лекарства у производителя может уходить до 10-12 лет. И на каждом из этапов разработки — от химической лаборатории до испытания на людях — всегда есть риск полного провала. Даже после всех исследований может оказаться, что у препарата есть побочные эффекты, которые не проявились на трёх тысячах человек, тогда его придётся отозвать с рынка, а, следовательно, потерять деньги, вложенные в него с нуля.
Почему аспирины стоят по-разному
Если препарат, который только появился на рынке, изобретён и синтезирован впервые одной компанией, он называется оригинальным. В течение 20 лет он защищён патентом – другие производители не могут выпускать и продавать лекарства с тем же действующим веществом.
По истечении этого времени химическая формула лекарства может копироваться другими производителями. Они регистрируют препарат с тем же действующим веществом, но под другим торговым наименованием. В России производители воспроизведённых лекарств (дженериков) не обязаны проверять своё лекарство на идентичность оригинальному препарату, и, следовательно, нести те же финансовые потери, что были у разработчика лекарства.
Согласно российскому законодательству, дженерики и оригинальные препараты должны иметь фармацевтическую эквивалентность (то есть содержать в составе одно и то же действующее вещество в одинаковой дозировке), биологическую эквивалентность (одинаково всасываться в кровь и выводиться из организма). При этом нигде не прописано, что такие лекарства должны одинаково действовать, быть такими же эффективными и безопасными, то есть иметь ещё и терапевтическую эквивалентность.
Поскольку производить дженерики дешевле (нет затрат на разработку лекарства, на исследования безопасности), стоить они должны ощутимо дешевле оригинальных лекарств. Однако какой конкретно должна быть их цена, в российском законодательстве тоже не уточняется. В США, например, их цена закреплена на отметке до 20% ниже цены оригинального препарата, в Европе разница может составлять 20-50%. В России же некоторые воспроизведённые лекарства могут по странному стечению обстоятельств оказаться дороже оригинала.
От производителя до покупателя – 40%
Какой будет итоговая цена на лекарство, решает Федеральная служба по тарифам вместе с Минздравом. После того, как лекарство прошло процедуру государственной регистрации, эксперты определяют его цену.
Стоимость импортных лекарств определяется на основе анализа средневзвешенных цен на этот препарат в 21 стране. То есть Минздрав и ФСТ сравнивают, сколько в среднем стоит это лекарство в других странах, и на основе этих данных принимают решение о предельно допустимой цене на препарат в России.
Как формируется цена на российские лекарства, точно сказать нельзя, потому что сравнивать их не с чем – в других странах они не применяются. Как предполагает главный клинический фармаколог Петербурга, она берётся, что называется, с потолка, по договорённости с производителем.
Еще 15% к этой итоговой цене добавит компания-дистрибьютор, 25% может «накинуть» аптека. Итого разница между тем, что выпустил производитель, и тем, что получил покупатель, может составлять до 40%.
Кто регулирует цену на лекарство — государство или рынок?
В России фактически сложился смешанный тип ценообразования, но, как это часто и бывает, с перекосом. Государство пыталось стабилизировать и регулировать цены на определённые препараты и создало так называемый перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Цены на лекарства из этого списка регулирует государство: оно определяет максимально допустимую аптечную надбавку на эти лекарства (36% из которых производится только за рубежом), то есть по сути, вмешивается в работу в коммерческого сектора, чего нет и не может быть нигде в мире.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

267