Меню
16+

Газета «Амурская звезда»

01.08.2014 10:13 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ОБЕЛИСК В ПАМЯТЬ О РАБОЧИХ-ПУТЕЙЦАХ

Автор: Р. Давтян
Корреспондент

Одному из постоянных читателей «Звёздочки» стало интересно, в память о каких событиях установлен памятник – фигуры мужчины, пронзённого штыком, на городском кладбище. Обратившись в редакцию, он попросил на страницах «Амурской звезды» рассказать об истории создания обелиска.
Мы обратились к сотрудникам Сковородинского районного краеведческого музея имени П.А. Флоренского.
Оказывается, ещё в 1967 году был открыт обелиск, посвященный памяти рабочим-путейцам, расстрелянным в 1919 году. Обелиск имеет форму четырёхугольной усечённой пирамиды с капителью, приподнятой на высокой надгробной плите. На поверхности плиты высечена мемориальная надпись. На ней фамилии погибших: Надеждин, Рагозин и двое Лапиных. Обелиск увековечен пятиконечной звездой. Данный памятник ранее находился в районе ПНН г. Сковородино.
28 июля 1992 года останки железнодорожников перезахоронены на городском кладбище и установлен новый обелиск – фигура мужчины, пронзённого штыком.
Из архивных источников известно, что амурские партизаны в ночь на 29 августа 1919 года одновременно на различных участках начали разрушать линию железной дороги: сжигали мосты, взрывали водонапорные башни, стрелки и т.п. Эта операция партизанами иронически была названа «Капитальным ремонтом Амурки». На сотни километров железная дорога превратилась в огненную цепь из горящих мостов, шпал, станционных построек и казарм. По сведениям колчаковского министра путей сообщения, в Амурской области партизанами было сожжено 329 железнодорожных мостов.
Подтверждением исторических событий служат воспоминания Ольги Лазо, жены Сергея Лазо:
«28 августа 1918 года на ст. Урульга собралась конференция партийных, советских и военных работников. После доклада Лазо, было принято решение – прекратить фронтовую борьбу с врагом, партийным работникам уйти в подполье и возглавить борьбу масс против белоинтервентской власти.
Бронепоезд С. Лазо, задерживая продвижение белочехов, некоторое время разрушал железнодорожный путь, прикрывал уходящие эшелоны.
Но вот эшелоны ушли. Настало время выполнить последнее задание – уничтожить бронепоезд. Команда распущена. Нас осталось 13 человек, главным образом командиры и политработники Забайкальского фронта. Решили временно уйти в тайгу. Тёмной ночью мы выгрузились на разъезде Малый Невер, попросив машиниста подальше увести небольшой состав, и на лошадях, минуя Невер, вышли на Якутский тракт. В начале пути попадались прииски, но вскоре заехали в такую глушь, что лишь изредка попадались зимовья, где можно было обогреться.
С наступлением холодов стало ясно, что зимовать в таких условиях невозможно, решили выходить в жилые места. Шли прежней дорогой.
На ст. Рухлово установили связь с Василием Ильичём ИВАНОВЫМ – рабочим ст. Оловянная, который ранее работал в штабе Лазо. Он и его жена Устинья Алексеевна помогли приобрести штатскую одежду для Лазо, и ночью мы сели в поезд – китайскую теплушку, куда белогвардейские патрули заглядывали редко.
На ст. Хабаровск, когда поезд стоял очень долго, пьяные колмыковцы рыскали по вагонам, отбирали вещи у пассажиров, снимали людей. Но в теплицу, где ехал Лазо – набитую китайцами, лишь заглянули, увидев множество людей, отошли от вагона. Это было в ноябре 1918 года.
Летом 1919 года отряд, объединявший около 80 человек, совершил трудный 350- километровый переход по тайге и занял ряд приисков.
На прииске Лебединый был обезоружен карательный отряд белых. Ревтрибунал приговорил более 20 карателей к расстрелу, в том числе, бывшего управляющего приисками Дайбелла.
На обратном пути партизаны освободили почти все прииски Гилюйского золотопромышленного района, уничтожили более десяти мелких гарнизонов врага.
2 августа 1919 года вспыхнуло революционное восстание транспортных и приисковых рабочих в районе Ольдойских приисков. Организовался Ольдойский партизанский отряд. В ночь на 13 августа партизаны совершили налёт на станцию Ольдой, в результате которого была обезоружена белая милиция. Захватив оружие и продовольствие, партизаны ушли в тайгу.
Железом и кровью японцы и белогвардейцы устанавливали власть вдоль железной дороги. Особой жестокостью отличались карательные белояпонские бронепоезда «Беспощадный» и «Каратель». 24 сентября 1919 года бронепоезд открыл огонь по станции Ольдой. Жители разбежались. Двух стариков, которые остались в посёлке, японцы втащили в паровоз, где одного застрелили, а другого сожгли в топке.
26 сентября житель посёлка Ольдой И. Аносов, разыскивавший свою лошадь, был замечен японцами с бронепоезда и схвачен на 666 версте. Интервенты завели его в лес, отрубили уши, руки, нос и убили. 28 сентября японцы жестоко избили, затем расстреляли жителя посёлка Рухлово И.В. Иванова.
1 февраля 1920 года в посёлке Рухлово японской контрразведкой был схвачен и зверски убит председатель поселкового Совета рабочих депутатов Афанасий Николаевич СКОВОРОДИН, до революции рабочий пути, член партии с 1917 года, один из организаторов партизанского движения в области».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

362