Меню
16+

Газета «Амурская звезда»

09.10.2014 13:33 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 09.10.2014 г.

ЗА ДОСТОЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ!

Прошли праздники, на которых мы поздравляли своих любимых учителей, когда им – достойным и лучшим – вручались заслуженные награды. Море цветов, поздравлений и слов благодарности… Потому что именно им – нашим дорогим и уважаемым – мы обязаны многим. Тем, что познали азы наук, что окончили школу, получили образование и стали достойными гражданами своей Великой страны. Вам, дорогие наши, мы от всего сердца говорим спасибо за заботу и терпение, за доброту и внимание, за любовь и преданность своему делу!
А кто-нибудь задумывался над тем, когда зародилось образование? Давно, очень давно. Сегодня учёные ведут немало споров на эту тему. И немало из них сходится на том, что зародилось оно как-раз на нашей земле. Всё чаще находят тому подтверждения – например, окаменелую бересту с иероглифами в местах, которые даже называют своеобразными школами.
Давайте обратимся к истории, которую преподавали нам в школе.
КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ
Ростки образования и культуры, засеянные на древнерусской земле благодаря деятельности Кирилла и Мефодия и принятию христианства, дали свои всходы в 11 веке. Это было время наивысшего расцвета культуры, Древняя Русь поддерживала дипломатические контакты и династические связи со многими европейскими странами – от Норвегии до Франции. Угроза «Дикого поля», степных кочевников после 1036 года была на время устранена. Развивались опекаемые киевскими князьями монастыри — важнейшие культурные центры средневековой цивилизации.
Население Древней Руси приобщилось к письменности благодаря великому князю Ярославу Мудрому (правил в 1019-1054 гг.), продолжателю дела своего отца — Владимира Святого. Киевский князь не зря получил эпитет «Мудрый» — в этом слове заключалась оценка, данная его деятельности современниками.
Ярослав в деле просвещения руководствовался несколькими важными соображениями.
Во-первых, это было следование европейской традиции. За основу мог быть взят опыт Франкской Империи времён Карла Великого – так называемого «Каролингского Возрождения» 8 века, необычайного подъёма культуры, инспирированного сверху. Также при установлении дипломатических контактов были необходимы люди, знающие грамоту и языки.
Во-вторых, процесс христианизации населения Киевской Руси требовал миссионерского служения. Ярослав поддерживал киевского митрополита Иллариона, вместе с которым разработал Церковный Устав. Илларион, образованнейший человек своего времени, автор первого русского полемического произведения «Слова о законе и благодати» выступал за автокефалию Русской Церкви, за независимость от константинопольского патриархата. Греческие священники, приезжавшие в Киев и другие древнерусские города, были настроены отрицательно к местным жителям, считали народ варварским.
Именно поэтому так важно было подготовить контингент своих священнослужителей, образованных людей, готовых к просветительской работе, дабы избежать зависимости от Византии.
Всё это привело к необходимости создания собственных школ для обучения детей. Как пишет Н.М. Карамзин, Ярослав завёл в Новгороде первое училище для 300 отроков старейшин, где давались знания, необходимые для духовных и гражданских чинов.
Малоизвестный факт, но при Ярославе была заложена система женского образования! Дочь князя Анка организовала при монастыре школу для девушек, где их обучали домашнему хозяйству, рукоделию.
Плодотворная работа велась по переводу на кириллицу греческих богословских и светских книг. Большим интересом пользовались «толковые тексты»: толкования пророков, Апокалипсиса, Священного Писания, где простым языком объяснялись тонкости христианского вероучения.
В качестве своеобразных пособий для священнослужителей выступала богослужебная литература (Триоди постная и цветная, Требник). Следует отметить также, что на Русь попадала и светская литература: например, «Девгениево Деяние», сказания о Трое.
В Повести временных лет создаётся такой образ великого князя: «И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью, и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное».
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I
Историки до сих пор спорят, в чём состояла сущность так называемых «петровских реформ», масштабных преобразований начала восемнадцатого века, коснувшихся всех сфер жизни.
Это были не только изменения в государственном управлении и социальной структуре России. Перестройке подверглась духовная сфера общества. В сознании людей (преимущественно дворянства, «шляхетства») происходила ломка прежнего мировоззрения.
Как писал Д.С. Лихачев: «Всем своим существом Петровская эпоха была выражением отношения новой России к древней. И современники Петра, и последующие поколения ясно ощущали, что политические успехи Петра создали из старой Руси европейское государство. Это уже было высказано канцлером Петра графом Головкиным и И.И. Неплюевым, и другими. Пётр воспринимался как творец новой России, которая казалась полной противоположностью первой».
Преобразования в сфере культуры Пётр проводил, находясь под впечатлением от поездки по Европе в составе «Великого посольства» 1697-1698 гг. Эту дипломатическую поездку сановников Московского государства впервые возглавлял лично царь. После тесного знакомства с повседневной жизнью как простых рабочих, так и королевских особ, Пётр обрел идеал европейской жизни, и вместе с этим непосредственные руководства к действию, план преобразований.
Западноевропейский образ жизни был воплощён в стиле одежды представителей высшего общества, новых правилах поведения и т.д.
Пётр мечтал провести полное техническое переоснащение производства наподобие голландского, английского. Это было необходимо для успешного ведения военных действий (реформы проводились в разгар Северной войны 1700-1721), для торговли. Экономика России нуждалась в высококвалифицированных специалистах. Пётр приглашал инженеров, мореплавателей, учёных из числа иностранцев. Но для настоящего технологического прорыва требовались национальные кадры.
Первой школой, организованной Петром, была школа математических и навигацких наук в Москве, впоследствии переведенная в Петербург, где в 1715 году была преобразована в Морскую Академию. В Москве и Петербурге были открыты артиллерийская и инженерная школы. Во всех губерниях Пётр повелел открыть «цифирные» школы, где обучали будущих чиновников. В епархиях были открыты церковные школы. В Москве была
Медицинская школа. Благодаря введению нового алфавита, более пригодного для печатного дела, начался выпуск учебников. Одни из самых известных написаны Леонтием Магницким («Арифметика») и Милетием Смотрицким («Грамматика»).
Незадолго до своей кончины, в 1724 году, Пётр утвердил проект Академии Наук. В жизнь план был воплощён уже Екатериной Первой.
При всём следовании западноевропейским традициям, Пётр Первый не забывал и про древнерусское культурное наследие. Так, он указал собирать древние летописи, при нём была снята копия с Радзивилловской летописи.
ОБРАЗОВАНИЕ В XVIII ВЕКЕ – НАСЛЕДИЕ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
Главной заслугой императрицы Екатерины II в сфере образования было создание общеобразовательной и многоступенчатой школы.
Педагогическая профессия начинает складываться в России лишь к концу XVIII века. В это время было мало учебных заведений — церковных школ, пансионов, что послужило развитию домашнего образования.
В зажиточных семьях XVIII в. было принято приглашать иностранных воспитателей, которые, помимо азов светского поведения, обучали своих питомцев своему родному языку. Подобный принцип обучения приводил к курьезам: зачастую молодёжь говорила на иностранном языке лучше, чем на родном.
Воспитание аристократа в XVIII веке. «Записки» А.Р. Воронцова
Те жители Санкт-Петербурга и Москвы, которые считали себя людьми просвещёнными, заботятся о том, чтоб их дети знали французский язык, окружают их иностранцами, дают им дорого стоящих учителей танцев и музыки, но не учат их родному языку, так что это прекрасное и дорогостоящее воспитание ведёт к совершенному незнанию родного языка, к равнодушию к стране…
Для того времени вообще было характерна мода на образованность, просвещённость, всё — по европейским стандартам.
В соответствии с сословным делением того времени, образование для детей разного происхождения было неодинаковым. Так, основной формой обучения податного сословия были школы, которые создавались частными лицами, чаще всего при церквах. В таких школах обучение велось по Часослову и Псалтыри, а также по некоторым светским учебникам. Это были только начальные сведения по русскому языку, математике, слову Божиему.
В это время создаётся сеть закрытых элитарных учебных заведений, в первую очередь, для детей дворян.
- Сухопутный Шляхетский корпус 1731 г.
- Морской Шляхетский корпус 1752 г.
- Пажеский корпус 1759 г.
Во дворце Меншикова располагался Сухопутный Шляхетский корпус.
Особенностью такого образования была изоляция детей от родителей – с 6-8 лет до 18-20. Детей дворян готовили к военной, статской (гражданской) и придворной службе.
Зарытые учебные заведения существовали и для других сословий: в Москве на средства П.А. Демидова при Воспитательном доме в 1779 году было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан.
Понимая невозможность обучения всех детей в закрытых учреждениях типа интерната, Екатерина проводит комплексную учебную реформу, перенимая австрийский опыт. Целью реформы было введение системы общего многоступенчатого образования. Впервые публично обсуждались вопросы общего образования на заседаниях Уложенной комиссии в 1767-178 гг.
Первым общероссийским образовательным актом, внедрявшим принципы общеобразовательной школы, был Устав народных училищ 1786 года.
В соответствии с Уставом, в губерниях открывались главные четырёхклассные училища. Курс обучения включал грамматику, геометрию, механику, физику, историю и географию. В России насчитывалось около 25 губернских училищ.
В малых двухклассных училищах уездных городов преподавали чтение, письмо, основы Священного писания, основы арифметики и геометрии.
Главным итогом реформы стало появление такого важного принципа, как преемственность образования, а также унификация образовательного процесса (от подготовки учителей до учебников и учебных планов).
Вопрос о подготовке отечественных преподавателей был решён, когда первые учебные заведения по подготовке учителей были открыты в Санкт-Петербурге и Москве.
До конца XVIII века было основано более 60 новых учебников (в том числе «Российская грамматика» Ломоносова, учебник математики Анненкова).
ЛИКБЕЗ
К концу XIX в. (данные 1897 г.) грамотными были только 22,3% населения России. Основная масса населения оставалась неграмотной и к 1917 г., что препятствовало советской власти распространять свою идеологию с помощью печати.
В 1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет о ликвидации неграмотности. Обучение грамоте стало обязательным для всех неграмотных взрослых граждан. Были изданы новые буквари и пособия, созданы школы ликбеза (ликвидации безграмотности). Грамотные граждане в порядке трудовой повинности обучали неграмотных. В деревнях взрослые нередко учились вместе с детьми. За годы Гражданской войны были обучены грамоте 7 млн. чел. В 1920 г. из каждой тысячи жителей России 319 были грамотными.
Все ранее существовавшие типы учебных заведений заменила единая трудовая школа, состоявшая из двух ступеней. Образование стало бесплатным, мальчики и девочки учились вместе. Ученические комитеты (учкомы), находившиеся под влиянием комсомола, руководили школами наряду с учителями. Задачей школы объявлялось воспитание поколения, способного установить коммунизм. В годы Гражданской войны и в первые годы нэпа подростки, вынужденные зарабатывать, не имели времени на учёбу. Школу второй ступени посещали лишь 7% детей. В 1923 г. было образовано общество «Долой неграмотность!», увеличена численность школ. К 1927 г. начальную школу посещали 70% детей. Уровень грамотности в целом по стране возрос до 51%, в том числе в городах до 76%, а к 1939 г. грамотными были свыше 90% мужчин и 72% женщин. Накануне войны удалось перейти к всеобщему начальному образованию, а в городах – к 7-летнему.
Собственную письменность получили многие народы Севера и Сибири, прежде не знавшие письменной культуры.
В советскую школу постепенно возвращались педагогические традиции, отброшенные революцией. В 1932 г. постановление ЦК ВКП(б) потребовало вернуться к уроку как основной форме учебных занятий, отказавшись от распространённого прежде бригадно-лабораторного метода.
Изменилось содержание учебных программ. В 1934 г. ЦК ВКП(б) и СНК приняли постановление «О преподавании гражданской истории в школах СССР». В школу возвращалось изучение исторических фактов, прежде заменявшееся социологическими схемами. Такое решение было связано с идеологическими изменениями, в частности, с отказом власти от нигилистического отношения к прошлому России.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

540