Меню
16+

Газета «Амурская звезда»

06.03.2013 09:57 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 07.03.2013 г.

ГДЕ ТЫ, МАМА?..

Автор: Ю. Дмитриева
Каждый раз, перелистывая страницы старого фотоальбома, мы вспоминаем детство. Каким чудесным оно было!.. Заботливые родители, друзья, школа… Все это останется в нашей памяти навечно.

А что помнят дети, которых родители бросили? Вы удивитесь, но, спросив любого ребенка в детском доме, услышите, как хорошо ему было с мамой. Он не расскажет, что пьяная родительница не кормила его, не рассказывала сказок на ночь, не пела песен. Наоборот, будет говорить, что мамочка (так они называют своих горе-мамаш), всегда была рядом, баловала вкусностями, играла с ним. Фантазирует? Может быть. А, может, малыш, лишенный материнской ласки с раннего детства, хочет верить, что так оно и было, хочет запомнить таким свое детство.
Сиротство при живых родителях – довольно частое явление. В нашем районе есть Центр помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации пос. Бамовский, который много лет работает под руководством Натальи Геннадьевны КАРЕТНИКОВОЙ. Статуса приюта или интерната Центр не имеет, а играет роль временного пристанища для детей, оставшихся без попечения родителей. Отсюда происходит дальнейшее распределение ребятишек в областные детские учреждения. На сегодняшний день здесь находится 36 воспитанников – разных по возрасту, но одинаково нуждающихся в родительской любви.
Последний раз я бывала здесь пару лет назад, вместе с ветеранами узлового совета. В тот визит мне запомнился один парнишка Артем Лагута. Талантливый, приятный в общении, но с очень грустными глазами… Ребенок очень хорошо рисовал, почти профессионально. Его картины – отображение внутреннего мира, переживаний, радости.
Мальчик пробыл в Центре всего около года. Разлад в семье, как, впрочем, и у всех остальных ребят, переменил жизнь, лишив самого ценного – родных. Сейчас он обучается в Благовещенском художественном училище, решил связать профессию со своим любимым увлечением. В комнате на самом почетном и видном месте висит его картина. «Это «Медвежата», их нам Артемка оставил», — с любовью и гордостью говорит воспитатель. Она рассказывает, что Артем периодически звонит, делится успехами. Все у него хорошо, и дай бог.
Удивительно, но ни один ребенок в Центре не является сиротой. У каждого есть родители, или хотя бы один из них. Чаще отцы и матери спиваются, не работают, попросту бросают своих малышей. Но случается, что и в благополучной семье ребенок становится сиротой. Так, например, одна девчушка, очень уж норовистая и конфликтная, не смогла ужиться со своей старшей сестрой, которая взяла над ней опекунство. У той не оставалось выбора, как только отдать ее в Центр.
Конечно, неблагополучие в семье и образ жизни накладывают незаживающий отпечаток на сердцах детей. Одни замкнуты и молчаливы, другие порой агрессивны, пытаясь защититься от внешнего мира, который кажется им недружелюбным. Но в глубине души они мечтают быть любимы, и для этого многое отдали бы. Живя в семьях, многие из них испытали столько горести и лишений, что хватило бы на пару жизней. Обходясь без элементарных удобств, часто голодали, терпели побои обезумевшей от спиртного мамаши, ночевали, где придется. Из еды – что останется от вчерашней пирушки взрослых, из одежды – обноски и грязное рванье. Ни игрушек, как у соседских ребят, ни собственного угла в родном доме… Неудивительно, что многие рано начинали и покуривать, и даже воровать. Поэтому, попадая в Центр, первое время они чувствовали себя неуютно: вкусная еда, чистая постель, забота. А кругом – такие же дети, как принято называть, «из неблагополучных семей»… Немного освоившись, некоторые пытались сбегать домой, но потом снова возвращались. Сами. Теперь уже не сбегают.
Малышам, наверное, проще. Их ранимая психика еще не успела осознать и прочувствовать всю боль, которую им успели причинить самые родные люди. Они беззаботно играют, развлекаются, все делают сообща. При виде незнакомого человека на детском личике будто написано: «Где ты, мама?». Большие ребята за ними ухаживают, защищают. Здесь все как одна семья. Одно прошлое на всех.  
Берут детей в приемные семьи и усыновляют редко. Не так давно был случай, когда мальчика приняла семья, а спустя три месяца вернула обратно. Считаете, издевательство? Кто ж теперь скажет, какие у них на то были причины. Видимо, ребенок оказался не таким, каким ожидали его видеть приемные родители. А, может, и сам он больше хотел вернуться к породнившимся ребятам и любящим воспитателям, нежели оставаться с новыми мамой и папой, к которым по привычке испытывал недоверие.
К слову о воспитателях. Глядя в голубые экраны, мы всякий раз ужасаемся, когда видим озверевших родителей или жестоких нянь-монстров. Поневоле задумаешься, а как же в детских домах тогда дети выживают. К счастью, в бамовском Центре таких проблем нет. Я не знакома лично с каждым из девяти воспитателей, но я видела детей – доверяющих им и ждущих от них поддержки, как любой ребенок ждет помощи от родителей. До недавнего времени все воспитанники называли сотрудников центра мамами. Последние в свою очередь стараются дать детям все, что им нужно. По утрам будят в школу, кормят завтраком, потом помогают с уроками, вместе проводят досуг, играют и мастерят, а на ночь желают приятных снов… Сам по себе Центр совсем не похож на детский дом, скорее, на детский сад, который к тому же и располагается в одном здании с ним. Коридоры, украшенные поделками ребят, просторные комнаты, море игрушек, книжек. Детей кормят пять раз в день, есть бассейн, учебный класс, библиотека, игровая и даже комната, где ребята ставят спектакли — кукольные. Девочки в кабинете искусств занимаются рукоделием, вышивают, мальчики мастерят поделки, собирают конструкторы. Все вместе смотрят мультфильмы. На прилегающей территории ребята выстроили снежный терем.  
Быт налажен. Но что ждет воспитанников после?.. Дети покидают эти стены и уезжают в учебные заведения, чтобы получить специальность. Самое раннее, когда это может случиться, — после окончания 9 классов общеобразовательной школы. К 18 годам многие успевают получить по 2 – 3 рабочие специальности. Профессии в основном получают в училищах, техникумах, если и дальше есть желание учиться – то и в вузах. Девочки мечтают стать педагогами, воспитателями в детских садах, мальчишки – железнодорожниками и автомобилистами. «Мы интересуемся судьбами наших детей, иногда они приезжают к нам в гости, это очень приятно», — рассказывает коллектив. «У некоторых все складывается благополучно, учатся, заводят свои семьи. У других, к сожалению, не все безоблачно. Но все же хочется верить, что, глядя на пример своих непутевых родителей, они не повторят тех же ошибок». 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

69